Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Щедровская основная общеобразовательная школа.

Воспитательная компонента

Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете Директор школы

«30» августа 2013 г.

______________Л.А.Огула

«_____»______________2013 г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Щедровская основная общеобразовательная школа

Программа развития воспитательной компоненты

Программа развития воспитательной компоненты

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Щедровская основная общеобразовательная школа

Актуальность программы

Многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России. Вместе с тем длительный процесс модернизации российской школы в итоге затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач. В связи с этим за основу образовательной программы школы должна быть включена программа воспитания и социализации обучающихся.

Паспорт программы

Наименование программы.

Программа развития воспитательной компоненты в МБОУ «Щедровская ООШ»

Основание

для разработки.

- Конституция Российской Федерации;

- Всеобщая декларация прав человека;

- Конвенция о правах ребенка;

- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года;

- Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 г.;

- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599;

- Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р;

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36).

Разработчик программы.

МБОУ «Щедровская ООШ»

Цель программы.

Укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Российской Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования. Создание условия для формирования духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на созидательный труд и сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на уровне достижений культуры, умеющую ориентироваться в современных социокультурных условиях.

Задачи программы.

1.Разрабатывать перечни мер и мероприятий по формированию воспитательной компоненты в МБОУ Щедровская ООШ

2.Обеспечение необходимых условий для реализации Программы.

3. Обеспечение качественного образования и воспитания школьников на основе взаимодействия основного и дополнительного образования, учета равных и разных стартовых возможностей детей, формирования творческих компетенций всех участников образовательного процесса, умения учиться, способности к самореализации, адаптации к переменам, рациональному выбору, продуктивному общению, позитивной социальной активности.

4. Создание условий для обеспечения роста социальной зрелости и готовности к жизненному самоопределению.

5. Развитие здоровьесберегающей среды, способствующей формированию у школьников потребности в ведении здорового образа жизни.

6. Оптимизация системы работы по выявлению способных и талантливых детей и их поддержка. Снижение уровня асоциальных проявлений среди учащихся образовательных учреждений Чертковского района.

Сроки и этапы реализации Программы.

Программа рассчитана на 2013 - 2020 годы.

Этапы разработки программы:

1 этап: 2013-2015 годы.

Подготовка проектов нормативно-правовых актов и разработка механизмов межведомственного взаимодействия для реализации Программы.

Проведение научно-исследовательских работ.

Издательская деятельность, направленная на популяризацию Программы.

Проведение форумов, конференций, семинаров, конкурсов, олимпиад и иных массовых мероприятий, организация работы летних лагерей.

2 этап: 2016-2018 годы.

Организация разработки и проведения государственных и общественных проектов по реализации Программы.

Разработка методических рекомендаций, федеральных государственных требований к повышению квалификаций педагогов системы общего и дополнительного образования.

Повышение квалификации и переподготовка кадров.

3 этап: 2019-2020 годы.

Информационно-аналитическая деятельность.

Мониторинг эффективности Программы.

Современное состояние воспитания

Ожидаемые конечные результаты программы.

Создание системы непрерывной воспитательной работы и социализации обучающихся, включающей в себя соответствующие государственные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование установок, основанных на гражданских и демократических ценностях и правосознании.

Закрепление в содержании образования таких ценностей как патриотизм, духовность, нравственность, права человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и т.п.;

Целевые группы Программы

Приоритетными целевыми группами реализации Программы являются дети, молодежь, работники образования и социальной сферы, представители общественных объединений, государственные и муниципальные служащие, родители и члены семьи.

Основные принципы реализации Программы

Программа:

- осуществляется на основе качественно нового представления о роли и значении воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта;

- включает формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий и технологий, повышение эффективности взаимодействия учебной и внеучебной деятельности, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания;

- учитывает принцип гуманистической направленности воспитания, обеспечивающий отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, поддерживающий субъектно-субъектный характер в отношении взаимодействия, устанавливающий равноправное партнерство между всеми участниками образовательной деятельности, включающий оказание психолого-педагогической помощи учащимся в процессе социализации;

- соблюдает принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса (школьник, педагог, семья) как индивидуальность;

- учитывает принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям, предусматривает построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни в стране и в отдельном регионе;

- основывается на принципе личностно-значимой деятельности, предполагающий участие учащихся общеобразовательных учреждений в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами и жизненными установками;

- учитывает принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации;

- соблюдает принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности, оказании помощи молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении;

- учитывает необходимость создания дополнительных условий для социализации детей с особенными потребностями в обучении и ограниченными возможностями; проведение мероприятий, направленных на комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, детьми-мигрантами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции в школьном пространстве и в социуме в целом.

- опирается на принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания; установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий;

- основывается на принципе вариативности воспитательных систем, направленном на удовлетворение потребностей обучающихся в различных социально-ориентированных моделях воспитательных организаций, нацеленности системы воспитания на формирование вариативности способов мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в различных ситуациях;

- сохраняет преемственность в воспитании, заключающуюся в непрерывности процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне образования), в развитии необходимости личностного присвоения учащимися культурно-исторических ценностей и традиций своего народа;

- соблюдает принцип демократизма, суть которого заключается в переходе от системы с однонаправленной идеологией и принудительных воздействий на субъекта воспитания к системе, основанной на взаимодействии, педагогике сотрудничества всех участников образовательного процесса;

- опирается на принцип толерантности, признания наличия плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;

- учитывает духовную составляющую жизни ребенка, проявляющуюся в формировании у школьников духовных ориентиров, не противоречащих ценностным установкам традиционных религий, в соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, в интеллектуальности и менталитете российского гражданина;

- определяет эффективность как формирование навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы других людей, установившихся норм и традиций;

- предполагает применение воспитывающего обучения как использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин - как основных, так и дополнительных образовательных программ - в целях личностного развития школьников, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеучебную деятельность;

- основывается на принципе социальности как ориентации на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе;

- предполагает принцип «социального закаливания» как включения школьников в ситуации, которые требуют проявления волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретение социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции;

Основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений:

1. Гражданско-патриотическое:

- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;

- усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», «долг», «справедливость» «доверие» и др.;

- развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;

- развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии;

2. Нравственное и духовное воспитание:

- формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);

- формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

- формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;

- формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;

- формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:

- формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;

- формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;

- формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;

- формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;

- формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессиональное образование, адекватное потребностям рынкам труда, механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде.

4. Интеллектуальное воспитание:

- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках деятельности детских и юношеских научных сообществ, центров и кружков, специализирующихся в сфере интеллектуального развития детей и подростков, в процессе работы с одаренными детьми, в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.);

- формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией, по стимулированию научно-исследовательской деятельности учащихся и т.д.);

- формирование отношение к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.

5. Здоровьесберегающее воспитание:

- формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;

- формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;

- формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.

6. Социокультурное и медиакультурное воспитание:

- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);

- формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.

7. Культуротворческое и эстетическое воспитание:

- формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;

- формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;

- формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;

- формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;

- формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;

- формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.

8. Правовое воспитание и культура безопасности:

- формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;

- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.

9. Формирование коммуникативной культуры:

- формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;

- формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;

- формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;

- формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.

10. Экологическое воспитание:

- формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;

- формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;

- формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.

1 этап: 2013-2015 годы

№ п/п

Название мероприятия программы

Сроки

Ответственный исполнитель

1.Гражданско-патриотическое воспитание

1.

Участие в мероприятии по патриотической работе

Ежегодно

2.

Проведение акции, посвященной освобождению с. Щедровка «По дорогам Памяти»

Ежегодно

3.

2014-2016 годы

4.

Операция «Ветеран живет рядом».

Ежегодно

5.

Проведение патриотических классных часов

Ежегодно

2.Нравственное и духовное воспитание

1.

Исполнение соглашения о сотрудничестве с Русской Православной Церкви

Ежегодно

2.

Разработка и внедрение программы духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных организациях, реализующих ФГОС

2013-2015

3.

Организация работы по интеграции духовно-нравственной компоненты в содержание общеобразовательных программ

2013-2015

4.

Совершенствование работы с родителями. Проведение родительских собраний по различным аспектам духовно-нравственного воспитания детей

Ежегодно

5.

Разработка планов мероприятий и организация работы по противодействию распространения в среде обучающихся курения, алкоголизма, наркомании

Ежегодно

6.

Создание методических пособий, рекомендаций, программ по духовно-нравственному воспитанию

2014

7.

Акция «Милосердие».

Ежегодно

8.

«Эстафета добрых дел», (Неделя Добра)

КТД «Будьте добрыми и человечными»

Ежегодно

9.

Проведение совещаний по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи

Ежегодно

3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

1.

Организация участия в ярмарках профессий, экскурсии в центр занятости населения

Ежегодно

2.

Акция: «Украсим любимую школу» (Озеленение кабинетов, коридоров школы, благоустройство пришкольной территории)

Ежегодно

3.

Проведение районных конкурсов, олимпиад среди обучающихся.

Ежегодно

4.

Операция «Тепло» (подготовка помещений к зимнему сезону)

Ежегодно

5.

Выпуск информационной газеты «Куда пойти учиться?»

Ежегодно

6.

Проведение тестирования, анкетирования учащихся с целью определения профессиональных предпочтений

Ежегодно

4. Интеллектуальное воспитание

1.

Разработка системы мероприятий по повышению воспитательного потенциала учебных дисциплин

Ежегодно

2.

Проведение региональных конкурсов, олимпиад, конференций, интеллектуальных соревнований среди обучающихся

Ежегодно

3.

Организация экскурсий

Ежегодно

4.

Проведение тематических классных часов познавательной направленности

Ежегодно

5. Здоровьесберегающее воспитание

1.

Проведение внеклассных мероприятий по сохранению здоровья обучающихся.

Ежегодно

2.

Проведение осеннего «Дня здоровья»

Ежегодно

3.

Проведение тематических классных часов «Мы - за здоровый образ жизни»

Ежегодно

4.

Проведение Дней здоровья для педагогов и обучающихся.

Ежегодно

5.

Разработка системы мероприятий, направленных на профилактику табакокурения среди обучающихся.

2013- 2014 год

6.

Оформление стенда «Наши достижения», стенда «Лучшие спортсмены школы»

Ежегодно

6. Социокультурное и медиакультурное воспитание

1.

Проведение внеклассных мероприятий с использованием мультимедийных средств (виртуальные музеи); организация виртуальных экскурсий: знакомство с объектами культурного наследия страны и региона (памятниками истории и культуры)

Ежегодно

2.

Проведение классных часов «Добру открываются сердца»

Ежегодно

3.

Разработка системы мер по развитию ученического самоуправления

2013 год

4.

Проведение тренингов для членов детских общественных объединений

Ежегодно

7. Культуротворческое и эстетическое воспитание

1.

Сотрудничестве школы с учреждениями культуры (библиотеками, , домом культуры), по формированию культурно-образовательной среды, способствующей воспитанию обучающихся.

Ежегодно

2.

Проведение концертных мероприятий в образовательном учреждении согласно плану

Ежегодно

3.

Подготовка праздничных и досуговых мероприятий, приуроченных к календарным и знаменательным датам посёлка, района, страны

Ежегодно

4.

Подготовка творческих проектов: музыкально-литературных композиций, концертно-игровых программ, театральных представлений и т.п.

Ежегодно

5.

Проведение фестивалей, народных праздников, экскурсий в соответствии с графиком районных культурно-массовых мероприятий.

Ежегодно

8. Правовое воспитание и культура безопасности

1.

Организация участия обучающихся в социальных проектах, проводимых ДОО « Ритм»

Ежегодно

2.

Организация участия обучающихся в мероприятиях гражданско-правовой направленности (акциях, конкурсах, фестивалях)

Ежегодно

3.

Проведение тематических классных часов по охране жизни и здоровья учащихся

Ежегодно

4.

Организация взаимодействия педагогических и руководящих работников с общественными инспекторами (уполномоченными) по правам ребенка в образовательных организациях

Ежегодно

9. Воспитание семейных ценностей

1.

Разработка программ взаимодействия с семьей по вопросам воспитания

Ежегодно

2.

Проведение мероприятий различной направленности для обучающихся с участием родителей

Ежегодно

3.

Организация педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания (родительский всеобуч), в том числе размещение информации на сайте школы

Ежегодно

4.

Развитие системы психологического консультирования по вопросам воспитания детей.

Ежегодно

10. Формирование коммуникативной культуры

1.

Организация работы школьных средств массовой информации ( школьный сайт)

Ежегодно

2.

Участие в краевых и районных олимпиадах, соревнованиях, конкурсах.

Ежегодно

3.

Проведение классных часов «Я в мире людей…»

Ежегодно

11. Экологическая и природоохранная деятельность

1.

Операции «Кормушка» и «Скворечник» (Изготовление кормушек и скворечников для птиц)

Ежегодно

2.

Трудовой экологический десант «Мой школьный двор самый чистый и уютный»

Ежегодно сентябрь, май

3.

Курсы дополнительного образования экологической направленности «Дети-наука-природа», «Здоровье на все времена»

Ежегодно


4.

Разработка и реализация проектов по благоустройству территории школы

2014-2015 годы

2 этап: 2016-2018 годы

№ п/п

Название мероприятия программы

Сроки

Ответственный исполнитель

1. Гражданско-патриотическое направление

1.

Программы и проекты, направленные на развитие межпоколенного диалога

2016-2018

2.

Программы и проекты, направленные на исследование истории родного края, природного и культурного наследия страны и Чертковского района

2016-2018

3.

Программы и проекты, направленные на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны.

2016-2018

2. Нравственное и духовное воспитание

1.

Программы и проекты, направленные на увеличение объема учебной информации по истории и культуре народов России, Ростовской области.

2016-2018

2.

Программы и проекты, направленные на повышение общего уровня культуры обучающихся образовательного учреждения

2016-2018

3.

Программы и проекты, направленные на расширение пространства взаимодействия обучающихся со сверстниками в процессе духовного и нравственного формирования личности

2016-2018

3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

СОШ№2

1.

Программы и проекты, направленные на формирование дополнительных условий ознакомления обучающихся с содержанием и спецификой практической деятельности различных профессий

2016-2018

2.

Программы и проекты, направленные на развитие у обучающихся представлений о ценности получаемых в школе знаний, умений, навыков и компетенций, о перспективах их практического применения во взрослой жизни

2016-2018

4. Интеллектуальное воспитание

1.

Программы и проекты, направленные на повышение познавательной активности обучающихся, на формирование ценностных установок в отношении интеллектуального труда, представлений об ответственности за результаты научных открытий

2016-2018

5. Здоровьесберегающее воспитание

1.

Программы и проекты, направленные на воспитание ответственного отношения к состоянию своего здоровья, на профилактику развития вредных привычек, различных форм асоциального поведения, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье человека

2016-2018

2.

Программы и проекты, направленные на обеспечение нравственного и духовного здоровья

2016-2018

6. Социокультурное и медиакультурное воспитание

1.

Программы и проекты, направленные на обеспечение межпоколенного диалога, на развитие социального партнерства, на предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности учащихся

2016-2018

2.

Программы и проекты, направленные на организацию мероприятий (цикла мероприятий), посвященных теме межнационального согласия и гражданского мира

2016-2018

7. Культуротворческое и эстетическое воспитание

1.

Программы и проекты, направленные на развитие деятельности школьных кружков и творческих объединений, на организацию проведения творческих конкурсов, детских фестивалей искусств, на мероприятия по эстетическому оформлению школьного пространства

2016-2018

8. Правовое воспитание и культура безопасности

1.

Программы и проекты, направленные на повышение правовой грамотности обучающихся, повышение правовой активности и ответственности; распространения правовой информации

2016-2018

9. Воспитание семейных ценностей

1.

Программы и проекты, направленные на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений, на совместное решение задач

2016-2018

10. Формирование коммуникативной культуры

1.

Программы и проекты, направленные на развитие школьных средств массовой информации

2016-2018

2.

Программы и проекты, направленные на организацию мероприятий (цикла мероприятий), связанных с проведением курсов, лекций и семинаров по проблемам коммуникативной компетенции обучающихся с привлечением специалистов (например, психологов и др.), проведение олимпиад

2016-2018

11. Экологическое воспитание

1.

Программы и проекты, направленные на развитие международного детского сотрудничества в сфере охраны природы

2016-2018

2.

Программы и проекты, направленные на формирование благоприятной и безопасной среды обитания в рамках населенного пункта, двора, школы

2016-2018

3 этап: 2019-2020 годы

№ п/п

Название мероприятия программы

Сроки

Ответственный исполнитель

1. Совершенствование системы оценки воспитания

1.1

Оценка результативности воспитательной деятельности образовательного учреждения

2019-2020

1.3

Проведение мониторингов результативности воспитательной работы

2019-2020

1.5.

Реализация проектов информирования населения и педагогического сообщества о положительных результатах системы воспитания МБОУ Щедровская оош

2019-2020

1.6.

Оценка эффективности реализации программы в МБОУ Щедровская оош

2019-2020

2. Совершенствование кадрового обеспечения развития воспитания

2.1.

Проведение педагогически семинаров, педагогических Интернет – форумов, конкурсов.

Ежегодно

2.5.

Обобщение эффективного педагогического опыта по вопросам воспитания в образовательных организациях

2019-2020

2.6.

Организация научных и методических семинаров для педагогов по вопросам воспитания на базе образовательных организаций

2019-2020

2.7.

Подготовка аналитических сборников и методических рекомендаций по итогам реализации программы

2019-2020

Эффективность реализации Программы

Реализация Программы и ее эффективность детерминируются рядом условий:

- готовностью педагогов к решению актуальных задач воспитания;

- повышением воспитательного потенциала образовательного процесса;

- развитием системы дополнительного образования учащихся;

- повышением педагогической культуры родителей;

- взаимодействием школы с общественными и традиционными религиозными организациями;

- укреплением партнерских отношений на межведомственной основе с социальными институтами воспитания и социализации несовершеннолетних;

- организацией социально значимой и полезной деятельности, включенностью в этот процесс подрастающего поколения

Основными результатами развития Программы должны стать:

- результаты личностных воспитательно-образовательных достижений учащихся;

- результаты деятельности образовательных учреждений систем общего и дополнительного образования детей;

- результаты деятельности педагогических кадров систем общего и дополнительного образования детей;

- результаты межведомственного взаимодействия систем общего и дополнительного образования с государственными и общественными институтами.

Основные направления организации воспитания и социализации обучающихся:

мероприятия

Сроки проведения

ответственные

классы

Ожидаемый результат

I. Развитие интеллектуальной и познавательной активности учащихся

1

Праздник «Посвящение в первоклассники»

сентябрь

Кл. рук.,

1 кл

- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений

представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях

интеллектуального развития личности;

- формирование представлений о содержании, ценности и безопасности

современного информационного пространства;

- формирование отношение к образованию как общечеловеческой ценности,

выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к

интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями

человечества, к достижению личного успеха в жизни;

- формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям,

культуре и языку своего народа и других народов России;

- формирование дополнительных условий для повышения интереса

обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной

литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.

2

Участие конкурсе по ПДД

октябрь

4 кл

3

Предметные недели:

  • по математике
  • по химии
  • по биологии
  • по физике
  • по рус.яз. и литературе
  • по иностранному языку
  • по географии
  • по истории и праву

В течение года

Учителя предметники

5-9 кл

4

Школьные предметные Олимпиады

  • Участие в районных интеллектуальных марафонах и предметных олимпиадах
  • Участие в дистанционных Олимпиадах

Октябрь-апрель

Зам. Дир. по УВР, учителя- предметники

2-9 кл

5

6

II. Правовое воспитание и культура безопасности. Нравственное воспитание

1

Праздник «Здравствуй, школа!»:

  • Общешкольная линейка
  • Единый классный час» Конституции России 20 лет»
  • День учителя

Сентябрь, октябрь

Классные руководители,

1-9 кл

- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

-формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;

- усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», «долг», «справедливость» «доверие» и др. ;

- формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;

- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.

- развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии;

-формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений

представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);

- формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации,

пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного

взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном

информационном пространстве.

2

Месячник по безопасности дорожного движения и ГО и ЧС:

  • Классные часы
  • Тематические вечера
  • Конкурсы рисунков
  • Праздник «Знай правила движения!»
  • Оформление уголков безопасности
  • Тренировочные занятия по эвакуации детей при возникновении ЧС
  • Родительские собрания
  • Лекторий правовых знаний
  • Викторина, игры по тематике

сентябрь

преподаватель ОБЖ,

классные руководители

1-9 кл

3

6

Декада по противопожарной безопасности:

  • Конкурс рисунков
  • Практические занятия
  • Викторины, конкурсы
  • Рейды по выполнению ППБ
  • Организация уголка по ППБ

январь

1-9 кл

8

Игры, конкурсы, кл. часы по соблюдения нравственных правил, культуры общения и поведения в социуме

По плану

Кл. рук.

1-9 кл

III. Патриотическое воспитание

2

Неделя Защитника Отечества:

  • Праздник «А ну-ка, мальчики!»
  • Спортивные мероприятия
  • Кл. часы

февраль

Кл. рук.

1-9 кл

3

Декада Памяти:

  • Единые кл.часы
  • Возложение венков к памятнику героям
  • Вечер «Памяти павших, будьте достойны»
  • Конкурсы рисунков и сочинений о ВОВ
  • Конкурс рисунков «Спасибо деду за Победу!»

май

Кл. рук.

1-9 кл

IV . Культуротворческое и художественно-эстетическое воспитание

1

Праздник-линейка «Здравствуй, школа!»

Сентябрь

1-9 кл

- формирование условий для проявления и развития индивидуальных

творческих способностей;

- формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях,

собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических

эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических

предпочтений в области культуры;

- формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций

на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;

- формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об

основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни,

справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь

и др.);

- формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов

России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;


- формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением

ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и

религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с

восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и

формирования единого культурного пространства;

- формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.

2

Конкурс рисунков по ПДД и «01- пожарная тревога!»

Сентябрь-октябрь

Педагог ОБЖ, учитель ИЗО

3-6 кл

3

Праздник посвящённый Дню Учителя

октябрь

Кл. рук.

1-9 кл

4

1-9кл

5

Неделя осени:

  • Тематические дискотеки
  • Конкурс осеннего букета
  • Конкурс костюмов

Октябрь

Кл.рук.

Бондаренко Е.В.

5-9 кл

6

Новогодние праздники

Декабрь

1-9 кл

7

5-9 кл

8

День Святого Валентина:

  • Конкурс валентинок
  • Тематическая дискотека

Февраль

Кл.рук.

5-9 кл

9

Неделя милых Дам

Март

1-9 кл

10

1-9 кл

11

День юмора:

  • Конкурс веселых плакатов

Апрель

1-9 кл

12

Праздник последнего звонка

май

9кл

13

14

Участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса русского языка «Русский медвежонок»

В течение года

Кл. рук

1-9 кл

V. Трудовое воспитание

1

Кл. рук.

1-9 кл

- формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей

профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития

индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой

деятельности;

- формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда,

о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;

- формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних

лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как

непременного условия экономического и социального бытия человека;

- формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося

на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной

ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе

определения индивидуального пути развития и в социальной практике;

- формирование у обучающихся уважительного отношения к людям разных профессий

- формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и

культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям

общечеловеческой и национальной культуры;

- формирование представлений о своей роли и практического опыта в

производстве культуры и культурного продукта;

2

День открытых дверей ЦРТДПиМ «Факел», ДЮСШ

сентябрь

Кл. рук.

1-9 кл

3

Анкетирование по выявлению профессиональных интересов

Декабрь-январь

Кл.рук.

9 кл

4

.

5

Тематические кл. часы по профориентации

По плану

Кл. рук.

1-9кл

9

Практические занятия и тренинги по профориентации

В течение года

инструктор по труду

8-9 кл

11

Встречи с представителями различных профессий

В течение года

Кл. рук.

8-9кл

14

Создание банка данных о мире профессий

В течение года

Парамошкина З.М.

9кл

15

Акция «Чистый поселок - чистая школа»

Май-июнь

Кл. рук. Нач. пришкольного

лагеря

1-9 кл

VI. Спортивно-оздоровительное направление

1

День здоровья

Сентябрь, апрель

Педагоги-организаторы, инструктор по ФК, Кл.рук.

1-9 кл

- формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни,

ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и

нравственного здоровья;

- формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья,

овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во

внеурочное время;

- формирование представлений о ценности занятий физической культурой и

спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на

процесс обучения и взрослой жизни;

- формирование у обучающихся знаний в области современных средств

коммуникации и безопасности общения;

4

Неделя спорта

Апрель

Педагоги-организаторы, инструктор по ФК

1-9кл

5

Уроки здоровья

Сентябрь, апрель

Инструктор по ФК

1-9кл

6

Школьная спартакиада:

  • По волейболу
  • По пионерболу
  • По шахматам
  • Веселые старты

В течение года

Инструктор по ФК, учителя физ-ры, педагоги ДО

1-9кл

7

Участие в районных спортивных мероприятиях

В течение года

Инструктор по ФК

8-9кл

8

Неделя семьи:

  • Веселые старты

Март

Педагоги-организаторы

1-9 кл

9

Викторины по ЗОЖ

В течение года

Инструктор по ФК

1-8 кл

10

Беседы по сохранению своего здоровья

По плану

Кл. рук., учителя- предметники

1-9 кл

11

Работа лектория медицинских знаний

По плану

Медики, соц. Педагог

1-9 кл

12

Профилактические мероприятия по пропаганде ЗОЖ и профилактике социальных вредностей:

  • Радиопередачи
  • Беседы
  • Встречи с медиками
  • Конкурсы рисунков и сочинений по ЗОЖ

По плану

Инструктор по ФК, педагог ДО

1-9 кл

VII. Развитие самоуправления школьников

1

Заседания Совета старшеклассников

По плану

Педагоги-организаторы

9кл

2

Рейды по соблюдению Устава школы

В течение года

Зам. по УВР

9кл

3

Работа клуба «Вожатый»

В течение года

Педагоги-организаторы

5-9 кл

VIII. Воспитание семейных ценностей

1

Праздник «День матери»

ноябрь

Педагоги-организаторы

1-8 кл

2

Праздник пап

Февраль

Педагоги-организаторы

1-6 кл

3

Проект «Мы вместе»

В течение года

Педагоги-организаторы

8-9кл

6

Ярмарка семейного творчества «Умелые руки»

апрель

Классные руководители

1-9 кл

IX. Экологическое воспитание

1

Неделя экологии:

  • Акция «Чистый двор, чистая школа»
  • Праздник осени
  • Игра «Экологический лабиринт»
  • Акция «Зеленая планета»

сентябрь- октябрь

в течение уч.года

Педагоги

1-9кл

5-7 кл

2-7 кл

- формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде,

бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны,

планеты;

- формирование ответственного и компетентного отношения к результатам

производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и

изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях,

формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в

природной и техногенной среде;

- формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия

учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на

сохранение окружающей среды.

2

Участие в конкурсах разного уровня по экологической тематике

в течение уч.года

Педагоги, кл. рук.

1-9кл

3

Единые классные часы по экологии

  • Конкурсы рисунков «Берегите лес от пожара!»
  • Конкурс мини-сочинений «Мы на одной живем планете»
  • Выставка книг на экологическую тематику
  • Реализация школьных ученических проектов по экологии

Сентябрь, апрель

Классные руководители

1-9кл