Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Щедровская основная общеобразовательная школа.

Программа Профилактики вредных привычек "Здоровый ребенок- сегодня! Здоровая нация - завтра!

4

Рассмотрен Совета школы 

Протокол № 2 

от  24.08 2016г 

 

 

Обсужден 

и рекомендован 

к утверждению 

педагогическим советом 

 

Протокол №

от 25.08.2017г 

 

 

Утверждаю:   директор 

МБОУ Щедровская ООШ 

 

________ /Л.А. Огула / 

 

Приказ №   47 от 

«25» августа  2017 г. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплексная программа 

по пропаганде здорового образа жизни,  

профилактике вредных привычек 

 

«Здоровый ребенок сегодня- здоровая нация завтра! 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Щедровская основная общеобразовательная школа

346004 Ростовская обл., Чертковский р-н, с. Щедровка, ул. Южная, 48

тел 8(86387)46529  e-meilschedrovkaschool@ayndex.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полное наименование программы

Комплексная программа по пропаганде здорового образа жизни

Цель

Развитие системы ранней профилактики вредных привычек и  пропаганды

Здорового образа жизни

Задачи

1. Выработка активной жизненной позиции.

2. Организация творческого и здорового досуга школьников.

3. Работа над развитием этических норм поведения детей.

4. Формирования психологического климата в социальном окружении ребенка.

5. Оказание помощи детям «группы риска»

6. Добиться снижения количества детей, стоящих на различных формах профилактического учета

Направления деятельности

спортивно-оздоровительное, экологическое профилактическое, культурно-просветительское

Учреждение, представившее и реализующее программу

МБОУ Щедровская ООШ ул Южная, 48

Тел 8(86387)46529

 

 

Возраст участников, на которых рассчитана программа

6– 17 лет

Характер реализации программы

Комплексная долгосрочная

Срок реализации программы

    2014г.– 2019 г.

 

Методы пропаганды ЗОЖ и профилактики вредных привычек

 

Метод устной пропаганды Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения. Он включает статьи, санитарные листки, памятки, листовки, стенные газеты, журналы, буклеты, брошюры, книги, лозунги.  

Наглядный метод — самый многообразный по числу входящих в него средств. Их можно разделить на 2 группы: натуральные объекты и изобразительные средства (объемные и плоскостные).  

Комбинированный метод — метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы.  

1. Лекции.
2. Беседы.
3. Урок-суд.
4. Социальный опрос.
5. Тестирование.
6. Педагогические консилиумы.
7. Конференция.
8. Мозговой штурм.
9. Семинары-практикумы.
10. Просмотр кинофильмов.
11. Встречи с интересными людьми.
12. Конкурсы рисунков, выпуск стенгазет (по данной теме).
13. Участие в городских акциях.
14. Семейное консультирование.

Ожидаемые результаты

  • Сформированность потребности к ведению ЗОЖ
  • Повышение культурного уровня школьников и их правовой культуры;
  • Укрепление связи школы и семьи;
  • Организация занятости детей, стоящих на профилактических учетах;
  • Снижение уровня правонарушений и преступлений среди учащихся школы;
  • Активизация межведомственного взаимодействия по организации профилактической работы с

     обучающимися.

  • Активизация межведомственного взаимодействия по организации профилактической работы с учащимися;
  • Укрепление связи школы и семьи;
  • Сформированность толерантного отношения к окружающим;

 

Контроль над выполнением программы

Управление образования Администрации Чертковского  района

Разработчики программы

Зам директора          Мельникова Т.В. 

Инспектор по защите прав детства         Самородняя Л.А. 

Уполномоченный по правам ребенка    Деточкина А.А. 

Учитель  физкультуры  Деточка Е.А. 

Учитель биологии Матвеенко Л.В.

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

 

            Являясь одним из основных институтов социализации личности, школа играет особую роль и в процессе правовой социализации, целенаправленно формируя полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным основанием ответственности за свои решения и действия вести здоровый образ жизни. Усвоение знаний становится эффективнее, если они изучаются вместе с реалиями жизни. Сейчас особенно важно своевременное приведение такого средства профилактики вредных привычек особого внимания умению добывать правовую информацию и пользоваться ею, а это значит  мыслить, принимать решения, результативно и бесконфликтно разрешать жизненные проблемы, что приспосабливает учащегося к самостоятельной жизни после школы. Правовое воспитание и профилактика правонарушений, наркомании, алкоголизма и токсикомании в школе проводится в соответствии с законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».  

    Сегодня общество обеспокоено ростом преступности среди подростков. Несовершеннолетние преступники, подростки- наркоманы, вовлечение молодежи в преступные группировки, бездуховность и агрессивность молодого поколения - это только некоторые симптомы очень серьезной «болезни», поразившей наше общество.  

    Всем известно, что одной из первопричин роста преступности можно назвать социально-экономическую ситуацию в стране, низкий жизнедеятельный уровень населения, однако именно на школе лежит обязанность педагогического воздействия на учащихся, склонных к правонарушениям, и их родителей.  

            В школе имеются условия для организации работы с детьми, общения детей друг с другом. Также при организации профилактической работы используются возможности социо-культурного пространства. В процессе подготовки и проведения различных мероприятий ведется тесное сотрудничество школы с учреждениями внешкольного воспитания 

            Данная программа по своей направленности является комплексной, по продолжительности – долгосрочной. 

            Программа разработана с учетом следующих законодательных правовых документов: 

  • Конвенцией ООН о правах ребенка; 
  • Конституцией РФ; 
  • Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.12; 
  • Федеральным законом  №124-ФЗот 24 июля 1998года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; 
  • Федеральным законом № 120 – ФЗ от 21 июня 1999 года (с дополнениями и изменениями) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; 
  • Уставом  МБОУ Щедровская ООШ. 

 

Профилактическая работа с учащимися, организуемая в учебное, внеурочное и каникулярное время направлена на:  

·         формирование правильного, основанного на общечеловеческих ценностях, отношения к окружающему миру, природе, людям, науке и культуре.

·         организацию многообразной и разносторонней деятельности учащихся;

·         использование важнейшей социальной функции – общение со сверстниками и взрослыми в целях формирования здоровой, нравственной личности;

·         формирование общественно необходимых и значимых качеств личности;

·         формирование правовой культуры школьников.

Исходя из понимания воспитательного процесса как совместного вхождения педагога и ученика в контекст современной культуры, мы определяем следующие принципы:

·         безусловного уважения ребенка, внимания к его индивидуальным и возрастным особенностям, принятие его неповторимого своеобразия;

·         ориентации всего воспитательного процесса на потребности семьи и ребенка;

·         ориентации в выборе содержания, форм и методов воспитания на традициях школы;

·         вариативности предлагаемых форм организации жизнедеятельности школьного коллектива;

·         личностного подхода в воспитании.

    Профилактическая работа среди учащихся нашей школы по  пропаганде ЗОЖ и предупреждению правонарушений ведется на следующих уровнях:  

административный, профилактика правонарушений на уровне больших групп (классы, параллели), профилактика правонарушений на уровне малых групп, уровень индивидуальной работы (см. далее.)

                        Максимальное использование возможностей не только школы, но и учреждений культуры, спорта, здравоохранения, правоохранительных органов – залог эффективной воспитательной работы. 

 

 

ЦЕЛЬ: 

      Развитие системы ранней профилактики асоциальных проявлений в школьной среде 

                                                                        

ЗАДАЧИ: 

  • Пропаганда ЗОЖ
  • Развивать систему межведомственного взаимодействия  по профилактике асоциального поведения детей и молодёжи.
  • Совершенствовать систему работы с родителями по профилактике асоциального поведения детей и подростков.
  • Воспитывать у обучающихся чувство толерантности, неприятия экстремизма во всех его проявлениях;
  • Добиться снижения количества детей, стоящих на различных формах профилактического учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие школы с социумом в рамках программы  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Направления программы 

 

 

Физкультурно-оздоровительное                                                Профилактическое 

                                                        Здоровье ЗОЖ 

Экологическое                           Правовое                          Культурно-просветительское 

ЗОЖ — это гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил организма, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия. Таким образом, ЗОЖ можно рассматривать как основу профилактики заболеваний.  

Формирование здорового образа жизни — это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. ЗОЖ включает следующие компоненты:  

1) сознательное создание условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности;  

2) активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой и спортом, отказ от пассивных форм отдыха, тренировка психических способностей, аутотренинг, отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения), рациональное, сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание нормальных условий в семье;  

3) формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам;  

4) бережное отношение к окружающей среде, природе, высокую культуру поведения на работе, в общественных местах и транспорте;  

5) сознательное участие в профилактических мероприятиях, проводимых медицинскими учреждениями, выполнение врачебных предписаний, умение оказывать первую медицинскую помощь, чтение популярной медицинской литературы. Пропаганда ЗОЖ является обязанностью каждого социального работника. При этом используются методы устной, печатной, наглядной(изобразительной) и комбинированной пропаганды.  

Таким образом, на сегодняшний день основные положения науки об индивидуальном здоровье можно представить следующим образом: "Дефиниция: валеология — теория и практика формирования, сохранения и укрепления здоровья индивида. ". 

 

 

 

 

 

Описание сфер ответственности участников в рамках программы 

 

Направление деятельности 

Целевая установка (задачи) 

Содержание основной деятельности (перечень основных форм работы по направлениям)  

Учащиеся 

Учителя 

Родители, социум 

Физкультурно-оздоровительное 

Формирование разносторонней физической подготовленности к включённости в активную физкультурную деятельность, укрепление здоровья и профилактика заболеваний средствами физической культуры, содействие правильному физическому развитию, обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам 

1.      Занятия (уроки по физическому воспитанию) 

2.      Физкультурные паузы на уроках (с учётом возрастных, физиологических, психологических особенностей учащихся) 

3.      Проведение Дней здоровья 

4.      Работа школьных спортивных секций (Пионербол, Здоровей-ка, Шахматы)  

5.      Работа спецкурсов по изучению способов повышения работоспособности (обучение приёмам гимнастики для глаз, рук, ног, приёмам самомассажа и релаксации) 

6.      Гимнастика до начала учебных занятий, подвижные игры на переменах для младших школьников 

7.      Участие в спортивных соревнованиях (муниципальных, областных)  

1.      Оказание помощи классным руководителям в планировании физкультурного раздела работы с учащимися класса с учётом плана физкультурно-спортивной работы школы 

2.      Дни здоровья 

3.      Организация спортивных секций для учителей (шейпинг), групп здоровья 

4.      Организация изучения педагогическим коллективом возможных вариантов физкультурных пауз и приёмов снятия зрительного и мышечного утомления. 

5.      Обучение педагогов приемам личной самодиагностики здоровья в физическом плане, а также методике обучения школьников приёмам личной самодиагностики. 

1.      Проведение Дней здоровья 

2.      Привлечение родителей к участию в турпоходе.  

3.      Организация спортивных секций для родителей и детей (секции выходного дня) 

4.      Проведение спортивных игр среди детей, родителей, учителей  

5.      Консультации по итогам диагностик физического развития детей 

6.      Семинары по обмену опытом формирования ЗОЖ и физической активности в семье. 

7.      Разработка индивидуальных планов с детьми, имеющими отклонения в здоровье (физические упражнения)  

Профилактическое 

Внедрение медико-психологических и валеологических требований к построению учебно-воспитательного процесса, имеющего главной целью сохранение и развитие психологического, социального, физического здоровья школьников 

1.      Ежегодные комплексные медосмотры учащихся с последующими рекомендациями классным руководителям, учителям-предметникам, родителям 

2.      Работа по созданию режима учебных занятий и самостоятельной работы детей, обеспечивающего сохранение высокого уровня работоспособности 

3.      Обеспечение необходимого санитарно-гигиенического режима (подбор мебели, влажная уборка, освещённость, тепловой режим, рациональное питание) - вплоть до диетического питания по рекомендации врача 

4.      Обучение школьников приёмам личной самодиагностики, саморегуляции 

5.      Психологический тренинг для учащихся 

6.      Осуществление профориентации с учётом состояния здоровья и психофизических особенностей учащихся 

7.      Выявление одарённых и дальнейшее продвижение их таланта при систематическом наблюдении за их здоровьем 

8.      Работа по улучшению интерьера школы, классов (озеленение, соответствующая окраска стен, мебели) 

9.      Строгое соблюдение правил ТБ, осуществление необходимых мер по охране здоровья и жизни учащихся 

1.      Организация научно-практической подготовки учителей по направлениям "Урок здоровья" – здоровый урок" по программе здоровьесберегающей педагогики  

2.      Создание кабинета психологической разгрузки в школе.  

3.      Организация работы по вопросам психотерапии учителей, регуляции психического состояния учащихся и саморегуляции учителя.  

4.      Консультации для учителей по сохранению собственного здоровья (желательно с привлечением специалистов, медицинских работников) 

6. Оздоровление педагогического коллектива (традиционные Дни здоровья, Информирование педагогического коллектива о состоянии и профилактике заболеваемости и травматизма 

1.      Ежегодныйпрофосмотр учителей узкими специалистами, заключения договора о сотрудничестве с медицинскими учреждениями  

·         Родительские собрания 

1.      Проведение медицинской службой консультаций для родителей по итогам медицинских осмотров и наблюдения за здоровьем детей  

2.      Привлечение родите к участию в создании интерьера школы, классов, облагораживанию пришкольной территории 

Культурно-просветительное и общевалеологическое 

Осуществление образовательной и просветительной деятельности, имеющей целью формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков ЗОЖ среди  учащихся, их родителей и педагогов 

1.      Включение в содержание образования школьнойвалеологии, интегрирующей
возрастную анатомию, физиологию и психологию, школьную и коммунальную гигиену за счёт введения спецкурсов. 

2.      Проведение циклов классных часов по валеологической тематике, обучению ЗОЖ, профилактике алкоголизма, курения, наркомании. 

3.      Организация лектория для учащихся по пропаганде ЗОЖ. 

4.      Оформление и периодическое обновление уголков здоровья, Анкетирование учащихся с целью определения уровня сформированности навыков ЗОЖ 

1.      Валеологическое образование педагогов и школьного персонала. Внедрение валеологических технологий в учебно-воспита-тельный процесс. 

2.      Разработка системы критериев и введение валеологического анализа урока. 

3.      Оказание методической помощи педагогам по реализации валеологического подхода к урокам. 

4.      Проведение практикумов, лекториев для учителей по вопросам школьной валеологии, информирование учителей об адапционных изменениях психики при повышении умственной нагрузки, о последствиях, хронической травматизации школьников в процессе обучения, о патологических отклонениях характера, неврозах, психических и соматических заболеваниях и т.д. 

1.      Привлечение бывших выпускников и родителей учащихся к работе по пропаганде ЗОЖ (приглашение  для  выступления на классных; часах, беседах, лекциях ведения спецкурсов по ЗОЖ) 

2.      Вооружение родителей основами психологопедагогических, медицинских знаний (конференции, семинары, психологические тренинга, мед.консультации для родителей. 

3.      Индивидуальная работа с асоциальными семьями 

Экологическое 

Формирование ответственного отношения детей к природе и своему здоровью, формирование представлений о единстве социальной сущности человека и его биологической природы, привитие навыков экологически оправданного поведения в природе 

1.      Включение в учебный план школы экологических спецкурсов Юный эколог 

2.      Деятельность экологического клуба. 

3.      Создание экологической библиотечки школы, работа постоянно действующей выставки литературы по экологической тематике, картотеки литературы. 

4.      Выпуск экологических газет или постоянно действующая экологическая рубрика в школьной газете.  

5.      Проведение в школе ежегодной экологической конференции.  

6.      Привлечение  учащихся к облагораживанию пришкольной территории  

7.      Экскурсии вна производства по тематике рационального природопользования и охраны природы. 

1.      Изучение и обобщение передового опыта по экологическому воспитанию, включение вопросов экологии во все учебные дисциплины.  

2.      Проведение ежегодных семинаров - практикумов по пропаганде экологических знаний для учителей.  

3.      Организация временных творческих групп учителей по экологическому воспитанию.  

4.      Проведение конкурсов методических разработок по организации природоохранительного просвещения  

1.      Привлечение к сотрудничеству природоохранных предприятий и организации города 

2.      Привлечение родителей к планировке и облагораживанию пришкольной территории. 

3.      Работа по пропаганде экологических знаний среди жителей села(выпуск рекламных щитов, плакатов, экологические десанты в домах индивидуальные беседы и лекции для родителей силами творческих групп учителей и членов экологического клуба)  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Утверждаю» 

                                                                                              директор МБОУ Щедровская ООШ 

                                                                                          приказ № ____от _____________ 

педсовет №___  от ______________                                                                                                

                                                                                             Огула Л.А.____________________ 

План по профилактике 

наркомании алкоголизма 

табакокурения и употребления ПАВ 

     Задачи программы:

 

- создать комплексную систему мер, направленную на ликвидацию вредных привычек на территории школы

- предоставить учащимся объективную информацию о последствиях ПАВ

- выработать представление о негативном влиянии вредных привычек

- сформировать у учащихся негативное отношение к ПАВ

- сформировать у учащихся умения и навыки, позволяющие снизить риск приобщения к спиртным напиткам, наркотикам., курению

- стимулировать процесс избавления от вредных привычек среди курящих школьников и персонала школы, сделать этот процесс менее болезненным.

 

Датапроведения 

Участники 

Содержаниеработы 

Ответственный 

Оформлениестендов, бюллетеней 

Декабрь
В течениегода 

1. «Я выбираю здоровый образ жизни»

 

Учитель ОБЖ Самородняя Л.А.

 

Лекционно-практическиезанятия 

1 ноября – 2 декабря 

Месячник «Жизнь без СПИДа» (участие во всемирной кампании против СПИДа) 

Замдиректора по УВР Мельникова Т.В.
учитель биологии, 

18 ноября 

Международный день отказа от курения 

Выступленияволонтеровпоклассам 

6 декабря 

Акция «Школьники за здоровый образ жизни» 

Замдиректора по УВР Мельникова Т.В. 

Анкетирование, диагностирование, индивидуальнаяработа 

ноябрь 

Диагностика обучающихся (изучение проблемы в эмоциональной сфере, склонностей к вредным привычкам, выявление среди обучающихся «группы риска») 

Учитель ОБЖ 

Январь 

Начальныеклассы 

Психопрофилактическое занятие по программе «Полезные привычки» 

Начклассы 

В течениегода 

Индивидуальное, групповое, семейное консультирование (дети, родители, педагоги) 

Замдиректора по УВР Мельникова Т.В. 

Экскурсии, спортивнаяработа 

сентябрьфевраля 

Деньздоровья и спорта 

Учитель физкультуры Деточка Е.А. учитель ОБЖ 

В течениегода 

· Участие в школьных районных спартакиадах по разным видам спорта

 

Учитель физкультуры Деточка Е.А 

· «Папа, мама, я – спортивная семья» 

Учитель физкультуры Деточка Е.А. 

Родительскиесобрания 

Март 

  

«Как уберечь вашего ребенка от наркотиков» 

Кл. руководители 

Апрель 

  

«Чегодетямделатьнельзя» 

Кл. руководители 

январь 

  

Заседания «Советапрофилактики» 

Замдиректора по УВР Мельникова Т.В.  

Другиеформыработы 

В течениегода 

  

Просмотр видеофильмов по профилактике вредных привычек: 

Учитель ОБЖ,
кл. руководители 

В течениегода 

  

Рейды в неблагополучные семьи и семьи «трудных подростков 


кл. руководители, инспектор ПДН 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система организации внутреннего контроля за реализацией программы 

Вопросы, подлежащие контролю 

Цель контроля 

Объекты контроля 

Формы и методы контроля 

Итоговый документ 

ответственный 

сентябрь 

1. Проверка заполнения листка занятости обучающихся в классном журнале.

Своевремен

ность заполнения листка занятости в классных журналов.

 

Классные журналы 5-9 классов.

Занятость обучающихся во внеурочное время.

справка

Зам. директора по ВР

 

октябрь 

1. Определение круга интересов обучающихся 9-х классов.

Изучение потенциальных возможностей и интересов обучающихся.

Обучающиеся

9-х классов.

анкетирование

справка

Зам. директора по ВР, социально-психологическая служба

3. Работа по пропаганде ЗОЖ, профилактике вредных привычек, правонарушений среди обучающихся в. 

Внедрение активных форм работы по повышению правовой культуры и культуры здоровья обучающихся, родителей.

Работа классных руководителей 1-9-х классов по профилактике вредных привычек, правонарушений среди обучающихся.

 

1. Посещение мероприятий.

2. Анализ планов ВР.

Справка

Зам. директора по ВР

декабрь 

1. Работа по пропаганде правовых знаний, ЗОЖ, профилактике СПИДа.

Внедрение активных форм работы по повышению правовой культуры и культуры здоровья обучающихся.

Работа классных руководителей 8-9-х классов по пропаганде правовых знаний, ЗОЖ, профилактике СПИДа среди обучающихся

1. Посещение мероприятий.

2. Анализ планов ВР.

справка

Зам. директора по ВР

январь 

1.Профилактика ДТТ и выполнение программы ПДД.

Контроль за организацией работы по предупреждению детского ДТТ, соблюдению обучающими

ся ПДД, работа отряда ЮИД.

Деятельность отряда ЮИД, документация классных руководите

лей по проведению занятий по ПДД.

1.Проверка планирования.

2. Ведение документации.

справка

Зам. директора по ВР

 

 

 

апрель 

1. Уровень сформированности ценностного отношения к своему здоровью.

Формирова

ние культуры здоровья обучающихся.

Обучающиеся

1- 9-х классов.

Анкетирова

ние, собеседование анализ

справка

Зам. директора по ВР

2. Деятельность классных руководите

лей с обучающими

ся группы риска.

Контроль за выполнением ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», ФЗ «О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Профилактическая работа с обучающими

сядевиантного поведения.

Анализ документации,

Собеседова

ние с соц. педагогом,

собеседование с обучающими

ся.

Справка, совеща

ние

Зам. директора по ВР