Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Щедровская основная общеобразовательная школа.

Образовательная программа ООО

 

««Рекомендовано»»                                                                                                 «Утверждаю»      

На педагогическом совете                                                                                         директор МБОУ Щедровская ООШ  

Протокол №___ от ______                                                                                       Огула Л.А._______________

                                                                                                                                    Приказ №___ от _____  

                                                                                                                                                                         

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

Щедровская основная

общеобразовательная школа

на 2018-2019 уч.год

Оглавление


№ п/п

Наименование раздела

Страница

1.0

Целевой раздел

3 - 8

1.1

Пояснительная записка

3 - 5

1.2

Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования

7

1.3

Система оценки достижения планируемых результатов освоения Программы

8

2.0

Содержательный раздел

8 - 21

2.1

Программы отдельных учебных предметов

8 - 9

2.2

Программа воспитания и социализации обучащихся на ступени основного общего образования

9 - 19

2.3

Программа коррекционной работы (модель адаптации обучающихся)

19 - 21

3.0

Организационный раздел

22 - 35

3.1

Базисный учебный план основной школы

22 - 29

3.2

Система условий реализации Программы

31 - 34

3.3

Ожидаемые образовательные результаты обучения в основной школе

34

4.0

Основное содержание учебных предметов

35 -

1.0. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Образовательная программа основного общего образования (далее – ООП ООО) разработана на основании приказа Минобразования России от 09.03. 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования. ООП ООО направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся. ООП ООО обеспечивает их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

МБОУ Щедровская ООШ, как тип образовательного учреждения позволяет вести целенаправленную работу по развитию личности, предоставляет наилучшие возможности для решения задач, стоящих перед современным образованием, учитывает потребности детей, мотивированных на учебу и обладающих необходимыми способностями.

Лицензияна осуществление образовательной деятельности:

регистрационный № 2251 от 02.04.2012.Срок действия – бессрочно.

Свидетельство о государственной аккредитации:

регистрационный номер № 2023 от 11 декабря 2012 года. Аккредитована на 12 лет.

Данная образовательная программа составлена для реализации в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Щедровская ООШ. Школа активно взаимодействует с муниципальными культурными и спортивно-оздоровительными учреждениями района, с учреждением дополнительного образования.

Цели реализации основной образовательной программы основного общего образования в школе:

· обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником основной школы целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

  • становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.

Основные задачи:

Обеспечить:

  • преемственность начального общего, основного общего образования;
  • доступность получения качественного основного общего образования для всех обучающихся школы через достижение планируемых результатов обучения всеми обучающимися;
  • эффективность сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
  • взаимодействие школы с социальными партнёрами;
  • своевременную диагностику и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, их профессиональных склонностей через систему дополнительного образования школы и учреждений дополнительного образования Чертковского района, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальных практик и проб;
  • организацию научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся и их участие в интеллектуальных и творческих соревнованиях;
  • тесное партнерство обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии комфортной образовательной среды, школьного уклада;
  • участие обучающихся в процессе познания и преобразования окружающей социальной среды для приобретения реального социального опыта;
  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Программа адресована:

Учащимся и родителям

· для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности школы по достижению каждым обучающимся образовательных результатов;

  • для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности школы, родителей и обучающихся и возможностей для взаимодействия.

Учителям

· для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности.

Администрации

· для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися ООП ООО;

  • для регулирования отношений субъектов образовательного процесса, для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества условий и результатов образовательной деятельности.

Содержание основной образовательной программы основного общего образования формируется с учётом государственного заказа:

  • создание условий для получения обучающимися качественного образования; развитие творческой, конкурентоспособной, общественно-активной, функционально-грамотной, устойчиво развитой личности.

Социального заказа:

  • организация учебного процесса в безопасных и комфортных условиях;
  • обеспечение качества образования, позволяющего выпускникам эффективно взаимодействовать с экономикой и обществом в соответствии с требованиями времени;
  • воспитание личности ученика, его нравственных и духовных качеств;
  • обеспечение досуговой занятости и создание условий для удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей детей;
  • воспитание ответственного отношения учащихся к своему здоровью и формирование навыков здорового образа жизни.

Заказа родителей:

  • возможность получения качественного образования;
  • создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • сохранение здоровья.

ООП ООО МБОУ Щедровская ООШ создана с учетом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности обучающимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности.

В основе реализации основной образовательной программы лежитсистемно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур;
  • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основная образовательная программа школы формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 10—15 лет, связанных:

  • с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы, на ступени основной школы к единству мотивационно – смыслового и операционно-технического компонентов, становление которых осуществляется в форме учебного исследования. Формирование новой внутренней позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
  • с осуществлением на каждом возрастном уровне (10-13 и 13-15 лет) проектирования собственной учебной деятельности и построению перспективных жизненных планов;
  • с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
  • с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
  • с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к практико – ориентированной, и лекционно-лабораторной исследовательской.

1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее – результаты) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов образования. Они обеспечивают связь между реальным образовательным процессом школыс его возможностями для развития детей и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, с одной стороны, и системы оценки — с другой.

Система результатов устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников в 9 классе. Результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых обучающимся:

  • учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:

а) первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;

б) выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;

в) выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами;

  • учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково – символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным; требующие от обучающихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. п.;
  • учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций (принятие решений в ситуации неопределённости, например, выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения, создания объекта с заданными свойствами, установления закономерностей или «устранения неполадок» и т. п.);
  • учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества (совместная работа в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат);
  • учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации (создание письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом (например, сообщения, комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текста-рассуждения, формулировки и обоснования гипотезы, устного или письменного заключения, отчёта, оценочного суждения, аргументированного мнения и т.п.);
  • учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие учащихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы;
  • учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии (самостоятельная оценка или анализ собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач (например, что надо изменить, выполнить по-другому, дополнительно узнать и т. п.);
  • учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок (выражение ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки);
  • учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ – компетентности обучающихся.

В структуререзультатов выделяются:

1) Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования. Оценка достижения этой группы результатов ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют эффективность образовательной деятельности школы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

2) Результаты освоения учебных и междисциплинарных программ.Достижение планируемых результатов этого блока осуществляется в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксируются в виде накопленной оценки и учитываются при определении итоговой оценки.

Подобная структура представления результатов требует от учителя использования таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

На ступени основного общего образования реализуются:

  • междисциплинарные учебные программы - «Формирование ИКТ – компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом»;
  • учебных программ по всем учебным предметам инвариантного и вариативного компонентов базового учебного плана основной школы - «Русский язык.», «Литература», «Иностранный язык», «История », «Обществознание», «География», «Математика», «Информатика», «Физика», «Биология», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности» и др.

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения Программы

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО включает описание организации и содержания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся. (Положение «О промежуточной аттестации и текущем контроле»).

2.0. Содержательный раздел

2.1. Программы отдельных учебных предметов

Пояснительная записка

Программы отдельных учебных предметов вносят сущностный вклад в развитие личности обучающихся, их способностей. Структура предметной программы включает:

1. «Титульный лист»

2. «Пояснительная записка»

3. «Общая характеристика учебного предмета, курса дисциплины, модуля»

4. Место учебного предмета, курса, дисциплины, модуля»

5. «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины, модуля

6. «Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

7. «Календарно- тематическое планирование»

8. «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.»

9. Результаты освоения учебного предмета курса, модуля, дисциплины и система их оценки.

3.2. В титульном листе указываются:

- полное наименование образовательного учреждения;

- наименование «Рабочая программа по _____________

Уровень общего образования, класса»;

Количество часов

Учитель

Основание разработки программы (указать примерную программу год издания, автор)

- годы, на которые составлена рабочая программа;

- обязательные грифы «Утверждена приказом образовательного учреждения» (дата, номер),

На последнем листе рассмотрена и рекомендована к утверждению органом самоуправления образовательного учреждения (методическим советом,), дата, номер протокола; согласовано с заместителем директора дата подпись.

Список используемой литературы и электронных и цифровых образовательных ресурсов.

2.3. Программа воспитания и социализации обучащихся на ступени основного общего образования

1. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся

Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.

В области формирования личностной культуры:

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно полезной деятельности;

• формирование морали – осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;

• усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;

• укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

• развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• развитие способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлѐнности и настойчивости в достижении результата;

• формирование творческого отношения к учебе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;

• формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;

• осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

• формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

В области формирования социальной культуры:

• формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;

• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;

• развитие патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;

• формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;

• формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;

• укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;

• усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;

• формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

• укрепление отношения к семье как основе российского общества;

• формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;

• укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;

• формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;

• знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.

Таким образом, цель программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования направлена на создание модели выпускника школы:

Модель выпускника 9 класса:

– подросток, освоивший общеобразовательные программы;

– подросток, который приобрел необходимые знания и навыки жизни в обществе,

профессиональной среде, владеющий навыками коммуникации;

– подросток с устойчивой потребностью в самореализации и самовоспитании;

– подросток, знающий свои гражданские права и умеющий их реализовывать;

– подросток, умеющий уважать свое и чужое достоинство;

– подросток, обладающий запасом духовных и нравственных качеств, таких как: великодушие, порядочность, честность, милосердие, сострадание, готовность прийти на помощь другим людям;

– подросток, любящий свою семью.

2. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся МБОУ Щедровская ООШ.

При организации работы по воспитанию и социализации обучающихся в школе основополагающими ценностными установками являются определенные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:

ü современный национальный воспитательный идеал-это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации;

ü система базовых национальных ценностей: патриотизм; социальная солидарность; гражданственность; семья; труд и творчество; наука; традиционные российские религии; искусство и литература; природа; человечество.

Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности обучающегося гимназии как гражданина России.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всѐм мире, многообразие и уважение культур и народов);

• воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);

• воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех ее проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнерство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);

• воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

3. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся

В основе Программы воспитания и социализации обучающихся МБОУ Щедровская ООШ на ступени основного общего и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат перечисленные ниже принципы. Одним из основных принципов реализации является принцип системно - деятельностной организации воспитания.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию: общеобразовательных дисциплин; произведений искусства; периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь; духовной культуры и фольклора народов России; истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи; жизненного опыта своих родителей и прародителей; общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; других источников информации и научного знания. Системно-деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Школе как социальному субъекту – носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка.

Принцип ориентации на идеал.

Идеал – это высшая ценность, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения.

Принцип следования нравственному примеру.

Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеурочной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечивает возможность построения собственной системы ценностных отношений.

Принцип диалогического общения.

Диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями, учителем и с другими взрослыми играет большую роль в формировании ценностных отношений. Диалог исходит из признания и уважения права школьника свободно выбирать и присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Выработка собственной системы ценностей невозможны без диалогического общения ребенка со взрослым.

Принцип идентификации (персонификации)

Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - яркие, эмоционально-привлекательные образы людей. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребенка.

Принцип полисубъектности воспитания

Школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована. Национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей должны быть приняты всеми субъектами развития и воспитания обучающимися

Принцип системно-деятельностной организации воспитания

Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации пространства воспитания и социализации младшего школьника, пространства его духовно-нравственного развития системно-деятельностный подход имеет свои особенности: воспитание как деятельность должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебной, внеурочной, внешкольной. Системно-деятельностный подход учитывает утрату семьей и школой монополии на воспитание и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по возможности согласована.

4. Основное содержание воспитания и социализации, виды деятельности и формы занятий обучающихся школы

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений.

Каждое направление представлено в виде модуля, который содержит задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы занятий с обучающимися). Также, в каждом модуле определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены схемы, отражающие пути реализации данного модуля. Подробнее содержание воспитания, виды и формы деятельности отражены в приложении (Основное содержание воспитания и социализации, виды деятельности и формы занятий с обучающимися). Все направления дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.


5. Этапы организации социализации обучающихся, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования, иными социальными субъектами

Организация социальной деятельности обучающихся исходит из того, что социальные ожидания подростков связаны с успешностью, признанием со стороны семьи и сверстников, состоятельностью и самостоятельностью в реализации собственных замыслов. Целенаправленная социальная деятельность обучающихся должна быть обеспечена сформированной социальной средой школы и укладом школьной жизни. Организация социального воспитания обучающихся осуществляется в последовательности этапов, подробно описанных в приложении (Этапы организации социализации обучающихся, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования, иными социальными субъектами).

Миссия школы в контексте социальной деятельности на ступени основного общего образования – дать обучающемуся представление об общественных ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с различными социальными группами и людьми с разными социальными статусами.

6. Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся.

Педагогическая поддержка социализации осуществляется в процессе обучения, создания дополнительных пространств самореализации обучающихся с учетом урочной и внеурочной деятельности, а также форм участия специалистов и социальных партнеров по направлениям социального воспитания, методического обеспечения социальной деятельности и формирования социальной среды школы.

Основными формами педагогической поддержки социализации являются ролевые игры, социализация обучающихся в ходе познавательной деятельности, социализация обучающихся средствами общественной и трудовой деятельности.

7. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни

Формирование осознанного отношения к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье; формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни, включает несколько модулей.

8. Деятельность образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся.

Экологическая здоровьесберегающая деятельность школы на ступени основного общего образования представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков: по созданию экологически безопасной здоровьесберегающей инфраструктуры; рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся; эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы; реализации модульных образовательных программ и просветительской работы с родителями (законными представителями) и должна способствовать формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех ее проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни.

9. Основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся

Одно из ключевых направлений реализации программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является повышение педагогической культуры родителей.

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».

В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно -деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие.

10. Взаимодействие школы с социальными партнерами

Школа активно взаимодействует с социальными партнерами в целях реализации программы воспитания и социализации обучающихся.

11. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся

По каждому из направлений воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должны быть предусмотрены и обучающимися могут быть достигнуты определенные результаты, которые приведены в таблице результатов в приложении.

12. Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся

В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации школой Программы воспитания и социализации обучающихся выступают:

1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.

3. Особенности детско-родительских отношений и степень включѐнности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование методов тестирования, опроса и наблюдения.

Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся в условиях специально-организованной воспитательной деятельности (разработанная школой Программа). В рамках психолого-педагогического исследования следует выделить три этапа:

Этап 1. Контрольный этап исследования (диагностический срез) ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований до реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.

Этап 2. Формирующий этап исследования предполагает реализацию образовательным учреждением основных направлений Программы воспитания и социализации обучающихся.

Этап 3. Интерпретационный этап исследования ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований после реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся. Заключительный этап предполагает исследование динамики воспитания и социализации обучающихся.

Критериями эффективности реализации учебным учреждением воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся:

1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.

3. Динамика детско-родительских отношений и степени включѐнности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Необходимо указать критерии, по которым изучается динамика процесса воспитания и социализации обучающихся.

1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) – увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).

2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);

3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольным этапах исследования.

2.4 Программа коррекционной работы (модель адаптации обучающихся)

Программа адаптации обучающихся в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы основного общего образования.

Программа должна обеспечивать дальнейшую социальную адаптацию детей в школе на всех ступенях образования. Адаптационный стресс как совокупность адаптационных реакций организма человека, носящих общий защитный характер, испытывают в той или иной мере все участники образовательного процесса в первые полгода обучения. Особенно остро этот стресс испытывают те обучащиеся, которые попали в новую для себя среду, т.е. ученики пятого класса школы.

Цель программы:

— оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся в периоды адаптации на всех ступенях обучения.

Приоритетными направлениями программы на этапе основного общего образования становятся формирование социальной компетентности обучающихся, развитие адаптивных способностей личности.

Задачи программы:

— формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации;

— развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;

— реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся;

— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей, проходящих период адаптации.

Содержание программы определяют следующие принципы:

— Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Принцип обеспечивает связь программы адаптации обучающихся с другими разделами программы основного общего образования: программой развития учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования, программой профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования, программой формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся.

— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию всех специалистов, которые призваны решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития детей на разных ступенях образования и коррекции нарушений у детей-дезадаптантов, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка.

— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Направления работы

Программа адаптации обучающихся на ступени основного общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие её основное содержание: диагностическое, профилактическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское .

Характеристика содержания

Диагностическая работа включает:

— проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики обучающихся в адаптационные периоды;

— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающихся, выявление их резервных возможностей;

— изучение развития эмоционально-волевой, познавательной сфер и личностных особенностей обучающихся;

— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка;

— системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребёнка (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования).

Профилактическая работа включает:

систему мероприятий по предупреждению дезадаптации у обучающихся.

Коррекционно-развивающая работа включает:

— реализацию комплексного индивидуально ориентированного социально-психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса обучающихся;

— организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений адаптации и трудностей обучения;

— развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

— формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;

— развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;

— развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;

Консультативная работа включает:

— выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися в адаптационный период, единых для всех участников образовательного процесса;

— консультирование специалистами педагогов по выбору методов и приёмов работы с обучающимися в период адаптации;

— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии и приёмов воспитания ребёнка в период адаптации;

Информационно-просветительская работа предусматривает:

— информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников;

— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся в адаптационный период.

Механизмы реализации программы

Взаимодействие специалистов общеобразовательного учреждения обеспечивает системное сопровождение обучающихся в период адаптации специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:

— комплексность в определении и решении проблем обучающегося, предоставлении ему специализированной квалифицированной помощи;

— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития обучающегося;

Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов — это психолого-педагогические комиссии, тематические родительские собрания, которые предоставляют многопрофильную помощь всем участникам образовательного процесса в решении вопросов, связанных с обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей в периоды адаптации.

Требования к условиям реализации программы

Психолого-педагогическое обеспечение включает:

— психолого-педагогические условия (учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

— здоровьесберегающие условия (профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

Программно-методическое обеспечение

В процессе реализации программы адаптации обучающихся могут быть использованы коррекционно-развивающие программы социально-педагогической направленности, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя.

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды образовательного учреждения.

Результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:

— преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику психофизического развития обучающихся на данной ступени общего образования;

— обеспечивающей воспитание, обучение, социальную адаптацию детей;

— способствующей достижению результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования обучающимися.

3.0. Организационный отдел

3.1. Базисный учебный план основной школы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Щедровская основная общеобразовательная школа (5-9 класс) на 2014-2015 учебный год в рамках реализации БУП – 2004 для основного общего образования

При разработке учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Щедровская основная общеобразовательная школа опиралась на следующие нормативно- правовые документы:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);

- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта».

- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».


Концепции:

- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приказ Минобразования России от 18.02.2002 № 2783;

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

Программы:

- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС (протокол заседания Координационного совета № 1 от 27-28 июля 2010 год);

Постановления:

- постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2014 № 245 «О признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации» (отменены постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1237 «Об утверждении Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении»; от 19.03.2001 № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»);

- постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»;

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования», постановление Правительства Ростовской области от 06.03.2014 № 158 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596»;

-постановление Администрации Чертковского района от 28.04 2014 г. №564 «О внесении изменений в постановление Администрации Чертковского района от 01.10.2013г. №1080 «Об утверждении муниципальной программы Чертковского района «Развитие образования»;

- постановление Администрации Чертковского района от 24.05.2013г. №507 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования Чертковского района».

Приказы:

- приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- приказ Минобразования России от 09.03. 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- приказ Минобороны России и Минобрнауки России от 24.02.2010 № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»;

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»;

- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;

- приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;

- приказ Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;

- приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;

- приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.12.2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;

- приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;

- приказ минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» ;

- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядкаприменения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализацииобразовательных программ»;

- приказ Минобразования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;

- приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

- приказ РОО от 27.07.2012г. №228 «Об организации внеурочной деятельности обучающихся в ОУ Чертковского района»;

- приказ РОО от 26.03.2012г. №113 «О введении в ОУ Чертковского района

комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

- приказ РОО от 07.04.2014г. №111 « Об утверждении Актов проверки исполнения в 2013 году муниципального задания образовательными учреждениями Чертковского района».

Распоряжения:

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 № 2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».

Письма:

- письмо Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;

- письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;

- письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05. 2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 № 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года».

Приказ отдела образования Администрации Чертковского района № 161 от 07.05.2014г. «О формировании учебных планов в общеобразовательных учреждениях

в 2014-2015 учебном году.»

- Устав МБОУ Щедровская ООШ

Образовательная программа школы на 2011-2015 гг

В учебном плане отражена целостность систем обучения. Рекомендованные и фактические учебно-методические комплексы совпадают с Федеральным перечнем учебников на 2014-2015 учебный год.

Требование целостности образовательной среды школы достигается интеграцией содержания основного и дополнительного образования учебной, воспитательной деятельности школьников.

При составлении учебного плана учтены возможности и условия образовательного учреждения: в школе 8 классов, обучение ведут 15 педагогов. В действии 9 учебных кабинетов, 1 кабинет информатики, кабинет технологии, 1 спортивный зал.

Режим работы школы:

1 класс - 9 класс 5-дневная рабочая неделя;

Продолжительность учебного года

для обучающихся 1 класса составляет 33 учебные недели;

для обучающихся 2-4 классов, а также 9 классов (без учета государственной итоговой аттестации) – не менее 34 учебных недель;

для обучающихся 5-8, 10 классов - 35 учебных недель. По решению муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель.

Продолжительность урока - в 1 классе – используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май по 4 урока по 45 минут. В середине учебного дня динамическая пауза, продолжительностью 45 минут)

2–4 классах –45 минут урок

2-4 классы – 34 учебные недели.

5-9 классы – 34 учебные недели

5-9 классы – 45 минут урок.

Режим работы школы:

1 класс– с 8.30 до 11.10

2 - 4 классы с 8.30 до 13.15

5 - 9 классы с 8.30 до 14.10

8 - 9 классы с 8.30 до 15.05

Основное общее образование обеспечивает личностное самоопределение обучающихся – формирование нравственных качеств личности, мировоззренческой позиции, гражданской зрелости, готовность к профессиональному выбору, к самостоятельному решению проблем в различных видах и сферах деятельности, к развитию творческих способностей.

Содержание образования на второй ступени является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения на третьей ступени общего образования или в учреждении среднего профессионального образования, создает условия для получения обязательного среднего (полного) образования, подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования.

Особого внимания на ступени основного общего образования требуют обучающиеся 5-6 классов, особенности их развития связаны:

- с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы, к новой внутренней позиции обучающегося - направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

- с осуществлением на данном возрастном уровне качественного преобразования учебных действий, таких как моделирование, контроль и оценка, проектирование собственной учебной деятельности;

- с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

- с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества;

- с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества, которая выражается в переходе от классно-урочной к лабораторно-семинарской и практико-исследовательской деятельности.

В учебном плане МБОУ Щедровская ООШ в 5-9 классах дополнительно вводится третий час литературы в 5 классе в соответствии с программой по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (УМК Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева. Допущено Министерством образования РФ – 102 часа) и по русскому языку в 7 классе (Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-11 класс - 170 часов).

Дополнительные часы по математике в 5-7 классах (по 1 часу) добавлены в целях усиления практической направленности предмета. В его содержание включён более обширный геометрический материал, который готовит учащихся к систематическому изучению геометрии в основной школе. Опыт работы по УМК Г.К. Муравина и О.В. Муравиной показывает, что для полноценного изучения алгебраического и геометрического материала необходимо 6 часов в неделю в 5-6 классах и 4 часа алгебры в 7 классе.

Дополнительно введен 1 час русского языка в 7 классе направленного на усиление базового ядра общеобразовательной программы.

Элективный курс по математике «Алгебра плюс» в 8 классе направлен на коррекцию знаний учащихся за курс 7-8 классов. Формирование и развитие у учащихся:

– интеллектуальных и практических умений в области решения уравнений, неравенств,

построения графиков, содержащих модуль;

– интереса к изучению математики;

– умения самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;

– творческих способностей;

– коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе,

отстаивать свою точку зрения.

в 9 классе элективный курс «Основные темы курса математики» направлен на углубление знаний, умений, навыков учащихся.

Цель курса:

1. Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений.

2. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.

3. Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков

анализа и систематизации, полученных ранее знаний; подготовка к

итоговой аттестации в форме ГИА.

Предмет «Физическая культура» изучается в 5-9 классах 3 часа в неделю. В связи с этим федеральный компонент увеличен на 1 час, соответственно увеличивается и допустимая максимальная учебная нагрузка на основании Приказа Минобрнауки России от 03.06. 2011 года № 1994. Ожидаемые результаты:

- воспитание привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;

- овладение обучающимися основами технических и тактических действий, приемами и физическими упражнениями разных видов спорта, предусмотренных рабочей программой, а также летних и зимних олимпийских видов спорта, наиболее развитых и популярных в Ростовской области, и умениями использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности,

- укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности обучающихся,

- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности; на развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

- на обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности,

- формирование представлений об олимпийском и паралимпийском движении в России.

В 6 классе вводится 1 час практикума для учащихся по географии «Земля планета людей» Направленный на укрепление практической направленности предмета.

Для формирования знаний, умений, навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации введен 1 час элективного курса «От анализа текста к его созданию» русского языка в 9 классе дополнительно за счет компонента образовательного учреждения. Основные направления курса практический курс подготовки учащихся к выполнению творческого задания в форме ОГЭ что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: совершенствование коммуникативных умений учащихся на основе работы с текстом (компрессия текста создание текста на лингвистическую тему)

Учебный предмет в «Изобразительное искусство» и «Музыка 5-7 классах будут изучаться в рамках интегрированного предмета «Искусство» в объеме 1 часа в неделю. В 8 классе учебный предмет «Музыка» 1 ч, В 9 классе учебный предмет «Искусство» - 1 час

Программно-методическое обеспечение обязательного минимума содержания основного общего на 2014-2015 учебный год соответствует Федеральному перечню УМК – 2014-2015 года.

Учебный план

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Щедровская основная общеобразовательная школа (5-9 класс) на 2014-2015 учебный год в рамках реализации БУП – 2004 для основного общего образования.

Учебные предметы классы

Количество часов в неделю

Всего

V

VI

VII

VIII

IX

Федеральный компонент

Русский язык

6

6

4

3

2

21

Литература

2

2

2

2

3

11

Иностранный язык

3

3

3

3

3

15

Математика

5

5

5

5

5

25

Информатика и ИКТ

0

0

0

1

2

3

История

2

2

2

2

2

10

Обществознание (включая экономику и право)

0

1

1

1

1

4

География

0

1

2

2

2

7

Природоведение

2

0

0

0

0

2

Физика

0

0

2

2

2

6

Химия

0

0

0

2

2

4

Биология

0

1

2

2

2

7

Искусство: (Музыка и ИЗО)

2

2

2

1

1

8

Технология[1]

2

2

2

1

0

7

Основы безопасности жизнедеятельности

0

0

0

1

0

1

Физическая культура

3

3

3

3

3

15

Итого:

27

28

30

31

30

146

Компонент общеобразовательного учреждения:

Литература

1

1

Русский язык

1

1

Модуль «Химия и экология»

1

1

2

Практикум «Земля планета людей» (география)

1

1

Эл курс «От анализа текста к его созданию»

1

1

Математика

1

1

1

3

Элективный курс «Алгебра плюс»

1

1

Элективный курс по алгебре «Основные темы курса математики»

0,5/0,5

1

Итого:

29

30

32

33

33

157

Организация учебного процесса в основной школе

Занятия в классах основной школы проводятся в режиме 5-дневной учебной недели. Продолжительность урока – 45 минут. Занятия проводятся в одну смену.

Достижение целей программы реализуется (главный элемент технологии обучения) через организацию проблемно-ориентированных заданий и проектной деятельности обучающихся, учитывая, что проект как форма работы «требует» оформления результатов (продукта) для предъявления его окружающим.

Необходимым условием формирования навыков проектной деятельности являются переходы от обязательной работы к работе по выбору, от учения к созданию собственного проекта, к исследованию, от работы под руководством к самостоятельной работе, что требует от учителей школы содержательного оформления пространства основной школы.

Образовательное пространство школы включает в себя наряду с традиционными кабинетами места для самостоятельной работы (библиотека, компьютерный класс с доступом к разнообразным базам данных, мастерская) и т.д.

Предпрофильная подготовка обучающихся

В период обучения в 9-м классе каждый обучающийся проходит предпрофильную подготовку (профильную ориентацию) к дальнейшему обучению .

Цель предпрофильной подготовки и профильной ориентации - оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании версий продолжения обучения в профильных классах или учреждениях среднего профессионального образования.

В качестве критериев готовности учащихся 9 классов к выбору профиля обучения в старшей школе определены:

  • выраженность ценностных ориентаций у ученика, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями послешкольного образования;
  • наличие индивидуально выраженных целей профильного обучения;
  • информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения;
  • наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала, освоению компетенций, востребованных в профильном обучении.

Содержание предпрофильной подготовки складывается из двух основных компонентов:

  • комплекса мероприятий по профильной ориентации (информационная работа) - знакомство учащихся 9-х классов с различными образовательными учреждениями, психолого-педагогическое сопровождение учащихся 8-9-х классов и система индивидуального консультирования.

Система аттестации, контроля и учета достижений учащихся основной школы

Промежуточная аттестация учеников 5 - 8 классов осуществляется по итогам года согласно локальному документу (Положение о промежуточной аттестации и текущем контроле). Процедура и содержание текущей и промежуточной аттестации учеников 5 - 9 классов регламентируется локальным актом школы.

3.2. Система условий реализации Программы

В школе работает 86% учителей первой и высшей категории.

Имеется хорошее учебно-методическое и информационное обеспечение. Все учебные предметы (инвариантные и вариативные) обеспечены методическими разработками, системой дифференцированных заданий, позволяющих педагогу организовать урочную и самостоятельную деятельность школьников в соответствии со способностями, возможностями и образовательными потребностями. Школьникам предоставлена возможность использования ресурсов локальной сети.

Постоянно улучшается материально-техническая база.

Тип компьютера

Количество

Где используются (на уроке, факульт. занятии, управлении и др.)

Компьютер

20

на уроке

Ноутбук

18

на уроке, внеурочная деятельность

Наличие в образовательном учреждении оргтехники и технических средств обучения

Наименование

Количество

Локальная сеть

1

Модем

3

Принтер

3

МФУ

3

Факс

1

Телевизор

1

Проектор

1

Видеомагнитофон

1

DVD

1

Музыкальный центр

1

Мобильный компьютерный класс

1

Спортивное оборудование

Батут детский 155см

шт.

2

Где испоользуется

Бревно гимнастическое напольное L=3500

шт.

1

Спортивный зал

Козел гимнастический

шт.

1

Мат для соскоков 200х125х12см

шт.

8

Мостик гимнастический пружинный облегченный

шт.

1

Скамья гимнастическая 2000х270х350мм

шт.

6

Скамья гимнастическая 3500х270х350мм

шт.

2

Стенка гимнастическая, ТУ 96191-001-56255249-2007, 0,8х2,4 м, сосна, перекладины фанблок, с выносом в деталях

шт.

5

Стол для настольного тенниса

шт.

2

Сетка волейбольная

шт.

1

Канат для перетягивания 10 м (Россия)

шт

2

Сетка для настольного тенниса, клипса, с регулировкой

шт

3

Сетка ворот минифутбола

шт

1

Спортивный инвентарь

Граната легкоатлетическая 0,5кг

шт.

10

Спортивный зал

Комплект для бадминтона

компл.

2

Ракетка для тенниса

компл.

6

Мяч волейбольный

шт.

10

Мяч для метания

шт.

15

Мяч футбольный

шт.

16

Обруч гимнастический №3 (пласт.)

шт.

5

скакалки

шт.

7

Секундомер электрич. Память на 10 результатов

шт

2

Насос для накачивания мячей с иглой

шт

2

Волан для бадминтона

шт

10

Набор для игры в шахматы

шт

10

Набор для игры в шашки

шт

10

Пневматическая винтовка

шт.

2

Громкоговоритель

шт.

1

Вид техники

Количество

Состояние

Где используется

Станки и оборудование

6

удовлетворительное

Школьная мастерская

Автотранспортные средства

ПАЗ 51

1

удовлетворительное

Подвоз обучающихся

Формы и технологии образования в основной школе:

  • целенаправленное обучение обучающихся групповым методам работы (прежде всего, в малых группах);
  • формирование у учеников способности видеть перспективу своего учебного продвижения, выработку им способов удержания ближних целей, отслеживания результатов своей учебной деятельности;
  • овладение учениками наиболее простыми способами самооценки, сопоставления своих достижений с достижениями одноклассников;
  • предоставление обучающимся возможности попробовать себя в самых различных видах деятельности (проектной, исследовательской, конструкторской, художественной и др.) в самых разнообразных областях, соединяя эти пробы с последующей рефлексией.
  • организация работы по овладению ключевыми компетентностями, такими как умение сравнивать, систематизировать, находить причинно-следственные связи, искать информацию и т.п. (все это возможно внутри предметных проектов или специально организованных тренингов);
  • выработка умения удерживать и выполнять долгосрочные задания, планировать свое время и деятельность;
  • организация групповых проектов, организуемых в классе, в школе.
  • включение обучающихся в организацию внеурочных форм работы - праздников, общих проектов.
  • проведение работы по развитию интеллектуального потенциала ребенка;
  • обеспечение обучающимся возможности проб себя в самых различных видах и формах деятельности;
  • целенаправленная педагогическая работа по подготовке детей к продолжению образования в старшей школе (предпрофильная подготовка) или других учебных заведениях;
  • помощь учащимся в развитии соответствующих компетентностей, в том числе, в развитии умения готовиться к экзаменам и выстраивать экзаменационные ответы (монологическая речь в течение определенного времени на определенную тему), конспектировать, записывать лекции, подбирать информацию по теме, готовить доклады и писать рефераты;
  • широкое внедрение ситуации выбора в учебный процесс. Отработка возможных методик и технологий обучения учащихся выбору, как в учебном, так и в личностном плане;
  • индивидуальные учебные планы, тесный контакт с семьями учащихся;
  • поиск основных принципов, форм и способов включения в образовательный процесс школы возможностей дополнительного образования.

3.3. Ожидаемые образовательные результаты обучения в основной школе

Выпускник основной школы должен обладать следующими характеристиками к окончанию 9-го класса:

  • глубокое знание учебных предметов основного общего образования;
  • высокий уровень способности решать практические задачи в реальных жизненных ситуациях (высокий уровень развития основных компетенций, достаточная функциональная грамотность);
  • высокий уровень ценностного отношения (воспитанности) и способности к ведению здорового образа жизни;
  • информационную готовность к осуществлению зрелого выбора будущего профессионального пути