Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Щедровская основная общеобразовательная школа.

Аннотации к рабочим программам

Аннотации к рабочим программам

1 класс

2 класс

3 класс

 4 класс

Основное общее образование 

Русский язык

Аннотация к рабочей программе дисциплины « География» 5-7 классы

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Рабочая программа по географии для 5-7 классов составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, авторской программы по географии Е. М. Домогацких «Программа курса «География» 5-9 классы/авт.-сост. Е.М.Домогацких.-2-е изд.-М.: – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012.-88 с.- (ФГОС. Инновационная школа).

Программа соответствует требованиям ФГОС к структуре программ по учебным предметам основной образовательной программы общего образования. Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения географии, содержание курса, тематическое планирование.

Цели географического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели географического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных потоков, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения географического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями географического образования являются: социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с природой, населением и хозяйством; приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере географической науки.

Задачи: географическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое самосознание, воспитание любви к природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания по курсам; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, населения и хозяйства, формированием интеллектуальных умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными; формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам природы и хозяйств.

Место учебного предмета в учебном плане

Общее число учебных часов по авторской программе за пять лет обучения — 280, из них по 35 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 ч (2 ч в неделю) в 7 классах.

Изучение курса «География» в основной школе осуществляется с 5 по 9 классы, что составляет по рабочей программе в соответствии с учебным планом (на срок освоения ООП) 278/313 часов, из них:

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

5

1

35

6

1

35

7

2

70

Всего

4

140 часов

В 6 классе 1 час в неделю может добавляться как школьный компонент.

УМК:

5 класс - учебник: Е.М. Домогацких , Н.И. Алексеевский. «Введение в географию» Москва «Русское слово» 2012г.

6 класс - учебник: Е.М. Домогацких , Н.И. Алексеевский. «Физическая география» Москва «Русское слово» 2013г.

7 класс - учебник: М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. «География материков и океанов» Москва «Русское слово» 2012г

Основной формой организации образовательного процесса при реализации рабочей программы является урок.

Формы учебной деятельности учащихся – индивидуальная, групповая, фронтальная.

Используются следующие типы уроков: комбинированный урок, урок открытия новых знаний, урок закрепления изученного материала, урок-лекция, урок – практикум, урок-семинар.

Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений, навыков в 5-9 -х классах выступают письменный опрос (практические работы, тестирование с использованием дифференцированных заданий), защита проектов. устный (индивидуальная, групповая и фронтальная беседа).

Плановые виды контроля: практические работы, тестирование.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.

В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Выпускник получит возможность научиться:

Осознание роли географии в познании окружающего мира:

· объяснять роль различных источников географической информации;

Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

5 – 6 класс

Учащиеся должны:

1. Называть и показывать:

· форму и размеры Земли;

· полюса, экватор;

· части Мирового океана;

· виды движения воды в океане;

· материки и океаны Земли;

· географические объекты, предусмотренные программой;

· маршруты географических исследований и путешествий.

2. Приводить примеры:

· различных видов морей;

· различия природы материков.

3. Определять:

· стороны горизонта на местности (ориентироваться);

· специфику природы материков и океанов по географической карте;

· направления по сторонам горизонта с помощью компаса.

4. Описывать географические объекты.

5. Объяснять особенности компонентов природы своей

Учащиеся должны:

1. Знать (понимать):

· форму и размеры Земли;

· полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карты, условные знаки карт;

· основные формы рельефа;

· части Мирового океана;

· виды вод суши;

· причины изменения погоды;

· типы климата;

· виды ветров, причины их образования;

· виды движения воды в океане;

· пояса освещенности Земли;

· географические объекты, предусмотренные программой.

2. Уметь:

· анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;

· использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

· находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений;

· объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

· описывать по карте взаимное расположение географических объектов;

· определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы, явления;

· ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

· оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы;

· приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов, явлений; с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты; примеры, показывающие роль географической науки;

· различать изученные географические объекты, процессы, явления;

· создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях;

· составлять описания географических объектов, процессов, явлений с использованием разных источников географической информации;

· сравнивать географические объекты, процессы и явления; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;

· строить простые планы местности;

· формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений;

· читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.

7 класс

Учащиеся должны знать (понимать):

· географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;

· причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;

· основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);

· связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных стран и регионов;

· причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и предотвращению;

· географию крупнейших народов Земли.

Учащиеся должны уметь:

· анализировать, воспринимать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

· выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, объектов и явлений происходящих в географической оболочке;

· выявлять в процессе работы с источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

· использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических закономерностях для объяснения свойств, условий протекания и географических различий объектов и явлений; знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

· находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);

· объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий; особенности адаптации человека к разным природным условиям; закономерности размещения населения и хозяйства отдельных стран;

· описывать по карте взаимное расположение географических объектов;

· определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;

· оценивать информацию географического содержания; особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;; положительные и негативные последствия глобальных изменений природы для отдельных регионов и стран; особенности взаимодействия человека и компонентов природы;

· приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений; примеры, показывающие роль географической науки;

· проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением географических объектов и явлений;

· различать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

· создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран;

· сопоставлять существующие в науке гипотезы о причинах происходящих глобальных изменений природы;

· составлять описания географических объектов, процессов и явлений;

· сравнивать географические объекты, процессы и явления; особенности природы и населения, культуры регионов и отдельных стран; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

· формулировать зависимости и закономерности по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);

· читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.

Аннотация к рабочей программе по географии для 8 класса.

Данная рабочая программа составлена в соответствие с:

примерная программа основного общего образования по географии География России (VIII—IX класс),

авторская программа по географии 6 -10 классы под редакцией И.В. Душиной, М.Дрофа 2008г

Учебник: И.И.Баринова «География России. Природа» М.Дрофа 2010г

• географический атлас 8 класс, М.Дрофа 2013г.

  • География Ростовской области: учебник / В.Н. Алексенко, М.И. Мартынова. - Ростов-на-Дону: ООО «Терра», 2005.
  • Ростовская область. Школьный атлас. – Москва: ООО «ДИ ЭМ БИ», 2005г.

На основании:

Статья 12. Образовательные программы Федерального закона об образовании Утвержден 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ

Статья 28. Компетенция , права ,обязанности и ответственность образовательного учреждения Федерального закона об образовании Утвержден 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ

• Устава школы Ростовской области от 15.11.2011г. № 1233)

• Положения о рабочей программе по предмету №

Данная рабочая программа является гибкой и позволяет вносить изменения в ходе реализации в соответствии со сложившейся ситуацией:

- дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками (годовой календарный учебный график

- прохождение курсов повышения квалификации ( на основании приказа РОО);

-отмена учебных занятий по погодным условиям ( на основании приказа РОО);

- по болезни учителя;

Годовой календарный учебный график МБОУ Щедровская ООШ учебный год предусматривает для 8 класса 35 учебных недель. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования на учебный предмет география в 8 классе отводится 2 часа в неделю.

Таким образом, данная рабочая программа рассчитана на 70 часов.

Контрольных работ- 2 .

№1-«Особенности природы и природные ресурсы».

№2 –«Оценка природных условий и ресурсов степной зоны».

практических работ - 19, из них оценочных - 8.

1. Сравнение ГП России с ГП других стран.

2. Определение поясного времени для разных пунктов России.

3. Расположение крупных форм рельефа.

4. Распределение температур января и июля, осадков .

5. Оценка условий жизни и деятельности населения

6. Составление прогноза погоды.

7. Характеристика рек Дон и Обь.

8. Оценка природных условий и ресурсов степной зоны.

Изучение географии в VIII классе направлено на достижение следующих целей и задач:

Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;

Сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

Показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России, и ее регионов;

Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

Развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

учитель: Мельникова Т.В.

Аннотация к рабочей программе по географии для 9 класса.

Данная рабочая программа составлена в соответствие с:

примерная программа основного общего образования по географии. География России (VIII—IX класс),

авторская программа по географии 6 -10 классы под редакцией И.В. Душиной, М.Дрофа 2008г

• «География России. Население и хозяйство» Дронов В.П., Ром В.Я. М. Дрофа 2010 г.

• «География России. Население и хозяйство» Дронов В.П., Ром В.Я. М. Дрофа 2006 г.

географический атлас 9 класс, М.Дрофа 2013.

• География Ростовской области: учебник / В.Н. Алексенко, М.И. Мартынова. – Ростов-на-Дону: ООО «Терра», 2005.

• Ростовская область. Школьный атлас. – Москва: ООО «ДИ ЭМ БИ», 2005.

На основании:

Статья 12. Образовательные программы Федерального закона об образовании Утвержден 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ

Статья 28. Компетенция , права ,обязанности и ответственность образовательного учреждения Федерального закона об образовании Утвержден 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ

• Уставом школы

• Положения о рабочей программе по предмету

Данная рабочая программа является гибкой и позволяет вносить изменения в ходе реализации в соответствии со сложившейся ситуацией:

- дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками (годовой календарный учебный график;

- прохождение курсов повышения квалификации ( на основании приказа РОО);

-отмена учебных занятий по погодным условиям ( на основании приказа РОО);

- по болезни учителя;

Годовой календарный учебный график МБОУ Щедровская ООШгод предусматривает для 9 класса 34 учебных недели. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования на учебный предмет география в 9 классе отводится 2 часа в неделю.

Таким образом, данная рабочая программа рассчитана на 68 часов.

Контрольных работ- 2

№1-«Важнейшие межотраслевые комплексы ».

№2-«Регионы России».

практических работ - 12.

1.Определение главных районов машиностроения .

2. Характеристика Кузбасса .

3. Определение по картам районов выращивания зерновых и технических культур.

4. Сравнение ГП Москвы и Санкт-Петербурга.

5. Взаимодействие природы и человека.

6. Факторы развития и специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

7.Оценка ситуации в разных частях Урала и пути решения проблем.

8. Оценка природных условий Западной Сибири.

9. Характеристика Норильского промышленного узла.

10. Размещение крупнейших ТПК.

11. Определение ГП области.

12. Оценка природных условий и ресурсов.

Изучение географии в IX классе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

                                                                                                                     учитель: Мельникова Т.В.